Спасибо ваша заявка принята

В 2020 году компания Aurora AG Limited успешно выполнила более 10 000 погонных километров высокоточной магнитометрической съёмки детального масштаба. Результаты работ позволили принципиально по-новому взглянуть на перспективы целевых участков и получить качественную геофизическую основу для проектирования дальнейших поисковых работ.

Полевую съемку команда Aurora AG Limited выполняла высокотехнологичными магнитометрами производства GEM Systems (Канада). Благодаря эффекту Оверхаузера данные магнитометры позволили избежать недостатков, присущих наземной магнитной съемке, при этом сохраняя высокую точность и производительность.

Камеральная обработка полученных данных была произведена с использованием инновационных методик анализа геопотенциальных полей, в том числе:

- устойчивая трехмерная инверсия в облачной платформе VOXI (Geosoft OM),

- эффективное вычисление глубин Gridsluth,

- определение углов падения структур Multiscale Edge Analysis,

- оценка градиентных параметров

Построенная специалистами Aurora AG геофизическая модель и геологические материалы, предоставленные заказчиками, были использованы для комплексной геолого-геофизической интерпретации, в результате которой выявлены зоны с наибольшими перспективами содержания целевых полезных ископаемых (золото, полиметаллы, титан).

Золото. Перед магниторазведкой на одном из перспективных в отношении золота участков была поставлена задача картирования интрузивного массива ультраосновного состава, имеющего основную рудоконтролирующую роль, и установления его контактовых зон, в которых локализуются рудные тела. Наличие мощного чехла покрывающих коренные породы отложений затрудняет геологическое картирование и предопределяет применение геофизических методов.

С помощью проведённой магнитной съёмки высокого качества и прогрессивной методики обработки и интерпретации удалось добиться убедительных результатов:

1.Результатом оптимально подобранных параметров 3D инверсии магнитной восприимчивости, вычисленной средствами VOXI (Geosoft OM), аппроксимирующей интрузию ультраосновного состава, является построение устойчивой физико-геологической модели месторождения.

2.Поисковое бурение, основанное на геолого-структурном анализе существенно дополненного геофизикой, вскрыло несколько линзовидных минерализованных зон на контакте кварц-карбонатных метасоматитов с интрузией основного и ультраосновного состава. Выявленное месторождение относится к лиственитовой рудной формации со средним содержанием золота до 5 г/т.

Таким образом, полученные данные позволили изучить закономерности размещения золоторудных объектов в пределах участка и, в свою очередь, сформировать критерии поисков для последующего выделения и прослеживания перспективных зон. Продемонстрированные материалы свидетельствуют об успешном применении геофизических услуг, предоставляемых Aurora AG Limited, при поисках золоторудных месторождений.

Рисунок 1. Физико-геологическая модель золоторудного месторождения: 1) 3D инверсия магнитной восприимчивости; 2) рудные тела с различным содержанием золота (1-5 г/т); 3) дизайн будущего карьера; 4) подкладка – карта аномального магнитного поля (TMI).

Полиметаллы. Применение магниторазведки наглядно показало свою эффективность при поисках полиметаллических месторождений в условиях Западных Мугоджар.

Результаты количественной интерпретации, основанной на изучении известного рудопроявления полиметаллического типа, позволили спрогнозировать наличие вытянутой (на рисунке 2) в 3.9 км серии объектов полиметаллического молибден-вольфрамового и золотого оруденения.

Рисунок 2. Перспективная минерализованная зона Pb-Zn-Au

Известное рудопроявление приурочено к западному экзоконтакту гранитного массива с метаморфизованной эффузивно-осадочной толщей, минеральный состав руд которого сложен сульфидами: галенитом, сфалеритом, пиритом и пирротином. Наличие серпентинизированных лиственитов с повышенной золотоносностью (до 2 г/т) говорят о перспективах обнаружения, к тому же, и золоторудных объектов.

Факторы, обуславливающие практический интерес выявленных магнитных аномалий:

1. Учтённые закономерности между характером наблюдённых физических полей и их приуроченностью к тем или иным геологическим образованиям;

2. Минеральный состав рудных тел (пирротиновые и серпентинитовые включения), обладающих повышенными магнитными свойствами;

3. Обнаруженная с помощью 3D инверсии VOXI серия близповерхностных объектов, имеющих идентичную с известным рудопроявлением природу, и располагающиеся в благоприятной геологической обстановке.

Рисунок 3. Перспективные рудные тела Pb-Zn-Au

Полученные данные отправлены для дальнейшей заверки буровыми и горными работами. Таким образом, проведённые компанией Aurora AG Limited магнитометрические исследования в очередной раз представили геологам эффективный инструмент для поисков и разведки полезных ископаемых.

Титан. На одном из площадей, относящейся к металлогенической зоне Верхнего Прииргизья, материалами прошлых лет выявлено большое количество проявлений меди, золота, цинка, никеля, кобальта и др. однако наиболее значительным является выявление титана и титаномагнетитовых руд. В частности, на участке среди габбро интрузивного массива ультраосновного состава наблюдается вкрапленность титаномагнетита, и, содержание оксида титана до 6%. Наибольшее значение при поисках титановых руд имеют магматические месторождения, генетически связанные с габбро, габбро-амфиболитами – ильменит-магнетитовые, ильменит-титаномагнетитовые и различного рода россыпи ильменита. В поисковом отношении магнетит-ильменитовые рудные тела выделяются аномалиями более 2000 нТл.

По результатам детальной опережающей магниторазведки на участке выделяется аномалия дипольного характера и интрузивной природы (Рисунок 4а), обладающая благоприятными на обнаружение титаномагнетита свойствами. На геологической карте масштаба 50к (Рисунок 4б) зона отмечается узлом сочленения разломов различного простирания. Интенсивность от -1400 нТл в точке нижнего экстремума, до 2300 нТл в максимуме аномалии. Высокочастотный характер поля (по графикам TMI над объектом (Рисунок 4г) и на карте аналитического сигнала (Рисунок 4в) свидетельствует о том, что объект находится у поверхности, а дипольная морфология аномалии и косое намагничение вероятно обусловлены более молодым происхождением относительно основного интрузивного массива. Перечисленные свойства говорят о перспективности объекта в отношении поисков титаномагнетитовых руд.

Рисунок 4. Перспективная зона на обнаружение титаномагнетитовых руд

Заверка аномалии методом суточных вариаций (одна из приёмов магниторазведки) подтвердила факт, что суточные вариации геомагнитного поля над объектом интенсивнее, чем в зоне спокойного магнитного поля, что говорит о вероятном включении большого количества ильменита, чем если бы объект являлся пустой породой повышенной магнитной восприимчивости.